Как лечить задержку речевого развития у ребенка

Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.

Проблемы с речевым развитием у ребенка

Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей. Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша. Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Характерные симптомы

Игры - отличное лечение
Помочь ребенку смогут также и специальные игры.

Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:

  • 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
  • 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
  • 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
  • 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
  • 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
  • 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.

Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.

Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.

Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.

Как диагностировать задержку?

Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.

Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.

Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь.

Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:

  • определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
  • оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
  • тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
  • беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
  • определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
  • определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
  • может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.

Лечение заболевания

Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:

  • медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
  • лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
  • альтернативная терапия. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
  • коррекция дефектолога. При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
  • логопедический массаж. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
  • домашние занятия. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.

Какие могут быть последствия?

Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:

  • большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
  • трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.

В заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.

Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.

Ссылка на основную публикацию