Нарушения слуха (тугоухость) у детей: причины и лечение

Известно, что слух играет важную роль в развитии ребёнка. От него зависят познавательная активность, усвоение знаний и умений, становление речи и абстрактно-логического мышления. Нарушение слуха у детей появляется вследствие повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга. Выделяют:

  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

Отличаются механизм поражения, диагностика и лечение. Однако симптомы схожи, поэтому только врач определяет источник болезни. Контроль состояния слуха

Тугоухость

Тугоухость — неполная утрата слуха, когда человек воспринимает звуки приглушёнными, неразборчивыми. Выделяют 4 степени снижения слуха. Чем выше степень, тем менее разборчивой кажется человеку речь. Последняя граничит с глухотой — полной потерей слуха. Симптомы болезни зависят от причин возникновения и возраста ребёнка.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  1. Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  2. Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  3. Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  4. Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

  • кондуктивную;
  • сенсорную;
  • невральную;
  • сенсоневральную (нейросенсорную);
  • смешанную.

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Строение уха
Схема строения уха.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивная

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Сенсоневральная (нейросенсорная)

Сенсоневральное снижение слуха — комбинация сенсорного и неврального видов. Поражается один или несколько отделов слухового анализатора: внутреннее ухо (встречается чаще всего), слуховой нерв или мозговой центр слуха. Нейросенсорная тугоухость у детей чаще возникает из-за родовых травм, воздействия токсинов (алкоголя), аллергенов, вирусов.

Врачи проводят специальное исследование, чтобы отличить сенсоневральное поражение от кондуктивного. Затем выясняют, какой отдел слухового анализатора нарушен. Нейросенсорная тугоухость у детей лечится только с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Степени

Классификация по степени ухудшения слуха:

  1. При первой степени тугоухости больной различает звуки громкостью 26–40 дБ (децибел). Сохраняется восприятие разговорной речи на расстоянии 6–3 метров, шёпотной – 2 метра — у уха.
  2. Вторая степень характеризуется различением звуков на уровне 41–55 дБ. Больной слышит на расстоянии 3 метров – у уха. Шёпот не различает или распознаёт у уха.
  3. При третьей степени человек слышит речь в диапазоне 56–70 дБ, произнесённую громко у уха. Шёпот не распознаёт.
  4. При четвёртой степени тугоухости больной различает крики у уха громкостью 71–90 дБ.

Ухудшение слуха и глухота не повод опускать руки. Современные технологии позволяют частично или полностью вернуть слух. Независимо от степени разрушения слухового восприятия ребёнка учат общаться, используя голос и чтение по губам.

Причины

Причины тугоухости у детей:

  1. Наследственность и генетические мутации.
  2. Патологии беременности: инфекционные заболевания (грипп, краснуха, паротит), повышенное артериальное давление, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольный приём медикаментов.
  3. Родовые травмы и неполноценное развитие ребёнка раннего возраста (преждевременные роды или недостаток веса, гипоксия).
  4. Болезни и травмы, перенесённые после рождения: инфекции (менингит, энцефалит, грипп, паротит), болезнь Меньера, акустическая неврома, синдром Мёбиуса, артрогриппоз, отиты, желтуха, долгое воздействие шума или резкий громкий звук (взрыв), механические повреждения (авария, падение).
  5. Аденоиды. У детей раннего возраста патологическое увеличение миндалины может привести к закупорке слуховой трубы и временному снижению слуха. Симптом исчезнет после избавления от аденоидов.
  6. Ушная сера и инородные тела, которые забивают слуховой проход.
  7. Химиотерапия и приём антибиотиков.

Симптомы

Первая диагностика нарушений слуха выполняется родителями в домашних условиях. Обратите внимание на такие симптомы:

  • отсутствие реакции ребёнка на внезапные громкие звуки, малыш не находит источник шума;
  • говорит громче, чем требуется для того, чтобы его услышали;
  • подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать;
  • отсутствие лепета в 6 месяцев и речи после года.

[orange]Помните, чем раньше выявлено поражение слуха, тем благоприятнее исход.[/orange]

У новорождённых

У новорождённых детей (в возрасте от рождения до 28 дней) тугоухость развивается из-за неправильного внутриутробного развития, родовых травм или болезней раннего периода. Обязательно проверьте слух малыша, если были:

  • патология беременности (мама перенесла инфекционные заболевания, принимала медикаменты или употребляла алкоголь во время беременности);
  • недоношенность или малый веса малыша;
  • тяжёлые роды;
  • снижение слуха у родственников ребёнка.

Родители замечают снижение слуха у новорождённых в возрасте 2–3 недель. Обратите внимание, реагирует ли малыш на громкие внезапные звуки вздрагиванием и замирает ли, когда слышит голос мамы или других близких.

Младенец
Диагностика слуха у младенца.

Диагностика

После обнаружения симптомов нарушения слуха необходимо обратиться к доктору для установления точного диагноза и выбора подходящего лечения. Врачебная диагностика включает аудиологическое обследование специальными приборами. Аудиотесты проводят в роддоме. В остальных случаях проверку проходят начиная с возраста 1 месяц, при наличии тревожных симптомов. Процедура длится 10–15 минут.

Лечение

Лечение зависит от причины нарушения слуха. Чаще всего включает:

  1. Медикаментозную терапию. Препараты направлены на улучшение кровообращения в головном мозге и внутреннем ухе («Компламин», «Кавинтон», «Винкапан», «Аминалон»), тканевого обмена («Кокарбоксилаза», «Пирогенал», витамины группы В и Е), проведения импульсов («Галантамин», «Стрихнин», «Прозерин»).
  2.  Электро- и акустическую стимуляцию.
  3. Установку слухового аппарата.
  4. Кохлеарную имплантацию.
  5. Занятия с дефектологом и сурдопедагогом.

Глухота

Для глухих доступны звуки громкостью от 91 дБ и выше. Такие люди не распознают разговорную и шёпотную речь. Полная потеря слуха может быть врождённой, приобретённой до того, как ребёнок научился говорить (от 1 до 5 лет), или после овладения речью.

Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — возможность человека распознавать речевые звуки (так называемые фонемы). Это основа понимания речи. Поражение фонематического слуха, как следствие нарушения в головном мозге, проявляется двумя путями:

  • несформированностью образов звуков, из-за чего ребёнок не отличает одни фонемы от других;
  • заменой схожих звуков при разговоре.

В результате ребёнок частично понимает речь и говорит, или не распознаёт речевые звуки полностью. Ухудшение фонематического слуха не связано с тугоухостью или глухотой.

Слуховые нарушения проявляются определённым уровнем снижения слуха — от незначительного до абсолютного (глухоты). Причины тугоухости у ребёнка — недоразвитость или повреждение уха, слухового нерва, головного мозга. Своевременная диагностика и лечение могут частично или полностью вернуть слух малышу. Важно обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к врачу. Помнит: острое течение болезни легче поддаётся терапии, и вероятность вернуть слух больше.

Ссылка на основную публикацию